Заххак (авест. Ажи-Дахака) первые узурпатор таджикской государство Ариана. — в таджикской мифологии змеиный царь, трёхглавый змей. Свергнув Джамшида, завладел Арийским престолом, но Феридун, сын Джемшида, с помощью кузнеца Кавы положил конец жестокому тысячелетнему правлению Заххака и заключил его в пещеру горы Дамавенд. Заххак правил 1000 лет (3784 — 2784 гг. до н.э.). его араб­ское происхождение, о чем писал Фирдауси, вызывает у нас ряд серьезных возражений: во-первых, территория расселения древ­них арьев -(таджиков) и их государство Ариана не соприкасалась с местонахождением семитских пле­мен (предков арабов). Между ними располагались могуществен­ные в ту пору государства - Шумер, Ассирия и Вавилон. Во- вторых, уже арабское, иноземное происхождение тирана Заххака в «Шахнаме» (и в пахлевийской литературе) было во многом обусловлено стремлением дискредитировать исламскую религию соотносимую с арабским игом. Мы считаем, что Заххак был вождем (правителем) одного из индоарийских племен (или союза племен), которое, соседствуя с царством Пешдодов или находясь с последним в вассальских отношениях, из-за ослабления этого государства перешли в контрнаступление и захватили власть. Об этом свидетельствуют сведения, касающиеся многовекового правления Заххака: во- первых, как сообщается в «Шахнаме» (и других источниках), Заххак перенес свою столицу не в Аравию, как это ожидалось от иноземного узурпатора власти, а в Индию; во-вторых, в сказании о Зале и Рудобе (в «Шахнаме»), восходящем к ранней (доарабской) фольклорной традиции, говорится, что Рудоба была доче­рью царя Кабулистана (совр. Кабул), потомка Заххака. Нахожде­ние у власти страны потомка индоарийского правителя, по наше­му мнению, ближе к исторической реальности, чем потомка араб­ского (или семитского) правителя. В-третьих, включение иноземного захватчика, узурпатора власти в перечень правителей Пешдодов (хотя и без божествен­ного фарна) говорит о существовании какого-то единства (или близкого родства) между ним и арийским народом (возможно, индоиранская общность). В-четвертых, родословная Заххака, по зороастрийской традиции, ведет к Фраваку и Фравакиён - родителям Хушанга - отца арьев, т.е. предок Заххака Таза был братом Хушанга. В-пятых, уподобление Заххака трехглавому дэву (в «Ма- хабхарате» образ Аги Бидастья) восходит к началу противопос­тавления дэвов и ахуров у арьев. Возможно, во времена леген­дарных царей начался и во время героических царей усилился антагонизм между богами индоиранцев. В “Ригведе” дэвы - благие божества индоариев, побеждают злых асуров (ахуров), а в “Авесте”, наоборот, ахуры - благие божества, уничтожают злых демонов - дэвов, которые уподоблены страшным многоглавым, многооким чудовищам (или великанам), пожирающим людей. На наш взгляд, образ Заххака и его тысячелетнее правление отражают реальность долголетнего правления чужеземных правителей из его рода, которые правили именем основателя династии (как Ахемениды, Аршакиды, Сасаниды, Саманиды и др.). Поэтому под 1000 - летним правлением Заххака можно подразумевать долгое правление не одного царя, а целой династии (Заххакидов). Во время многолетнего иноземного правления, вероятнее всего, политический центр арьев переместился на юг и запад ныне Ирана, от исторической Ариан (совр. Таджикистан и Афганистан), но страна была разорена, скот разграблен, поля были заброшены и на них росли сорняки. Деревни и поселения были в руинах и представляли собой пепелища. Это то, что оста­лось от первого чужеземного правителя Арианы. (есть продолжение ...)🗞